Термоконтроль

Image Alternate Text

Обеспечение требований к температурному режиму перевозки продукции - одна из задач холодной логистики на транспорте. В первую очередь это касается требований к перевозке продуктов питания, однако также актуально при перевозке опасных грузов, животных, лако-красочной продукции, медикаментов и др.

Все чаще компании практикуют приемку продукции с контролем температуры на этапе перевозки и разгрузки и связано это с тем, что недобросовестные перевозчики иногда отключают холодильное оборудование во время движения для экономии средств и включают его только незадолго к прибытию на склады, тем самым теряя качество поставляемой продукции.

В международных перевозках требования к условиям перевозки скоропортящейся продукции регулируются Женевской Конвенцией «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (АТР). В настоящее время в Украине подготовлен проект приказа Мининфраструктуры «Правила перевозки скоропортящейся продукции автомобильными транспортными средствами», гармонизированный с данным международным соглашением. Кроме того, требования к перевозке продуктов питания регулируются Директивами ЕС 93\43 и 89\108. Действующим в Украине нормативным документом является Приказ Минтранса №363 от 14.10.97 "Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине", раздел 29 и приложение №18 которого имеют непосредственное отношение к холодной логистике.

Требования к Системе управления пищевой безопасностью регулируются международным стандартом ISO 22000:2005 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов», который включает в себе требования НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) по системе организации и обеспечения безопасности пищевых продуктов, включая хранение и транспортировку. В Украине с 1 июля 2003 г. действует национальный стандарт ДСТУ 4161-2003 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования» и с 1 августа 2007 года вступил в силу национальный стандарт ДСТУ ISO 22000:2007 (гармонизированый с ISO 22000:2005).

Контроль температуры в рефрижераторах можно осуществлять несколькими способами: 

  • Механические самописцы – предназначены для записи на круговую бумажную диаграмму измеренных значений температуры по нескольким каналам, или комбинации измерений давления и температуры. Самописцы применяются там, где требуется документальное подтверждение результатов измерений параметров технологического процесса в заданном интервале времени. Но у них есть большой недостаток - они подвержены вибрации во время движения автомобиля. Кроме этого, нет возможности обеспечить обмен данными с информационными компьютерными системами;
  • Логгеры – это автономные записывающие устройства, помещаемые непосредственно рядом с перевозимым грузом. Они обеспечивают возможность продолжительной записи температуры, однако не обладают средствами печати документального подтверждения. Данные о температуре можно получить только после прибытия автомобиля в место разгрузки. Для контроля температуры груза, логгеры не требуют какого-либо проведения монтажа в рефрижераторе, но и не предоставляют никакой информации экспедитору во время движения. При их использовании, требуется взаимное согласие грузоотправителя и грузополучателя; 
  • Терморегистраторы – специально разработанные устройства для контроля температуры в кузове транспортного средства, оснащенные встроенными печатными устройствами. Данный класс устройств позволяет распечатать чек с температурной историей поездки, что является документальным подтверждением соблюдения температурных режимов перевозки. Архив температур во время рейсов может хранится в памяти прибора более 1 года. Однако, терморегистраторы также являются автономными устройствами – информацию о температуре можно получить только после прибытия автомобиля в место разгрузки:
  • Система ТЕЛЕМАТИКА – в случае подключения к GPS трекеру, установленному в транспортном средстве, температурных датчиков появляется возможность контроля температуры в рефрижераторе и передачи этой информации в модуль температурного контроля системы ТЕЛЕМАТИКА. В результате диспетчер видит в режиме реального времени температуру груза во время перевозки и может формировать отчеты по поездками или заданному времени. Чаще всего данный способ применяется для внутреннего контроля со стороны перевозчика, так как грузополучатель не имеет доступа к информации на этапе получения груза, а также не обеспечивается документальное подтверждение условий перевозки в момент приемки груза и возможность предъявления документов при проверке контролирующими органами. В отличии от использования терморегистраторов, экспедитору во время поездки не предоставляется информация о температуре груза;
  • Система ТЕЛЕМАТИКА и TRANSCAN – это решение, созданное специально для системы ТЕЛЕМАТИКА. В этому случае совмещается и онлайн и офлайн мониторинг температуры. Температура груза контролируется терморегистраторами TRANSCAN, данные поступают на трекер BITREK BI 910 и передаются в модуль температурного контроля системы ТЕЛЕМАТИКА. Экспедитор во время движения автомобиля получает доступ к температурным режимам перевозки, диспетчер видит температуру груза и может формировать отчеты по поездками или заданному времени. При доставке груза для грузополучателя распечатывается чек с температурной историей поездки, являясь документальным подтверждением соблюдения температурных режимов перевозки. Архив температур сохраняется как в терморегистраторе TRANSCAN, так и в системе ТЕЛЕМАТИКА. Регистраторы TRANSCAN подтверждают правильность температуры для каждой поездки. Все данные с учетом даты и времени хранятся в памяти устройства, даже при отключении питания, так как часы реального времени запитаны от внутреннего резервного аккумулятора. При печати чека принтеру не требуются чернильные картриджи, печать осуществляется на термобумаге. Отчет о рейсе для грузополучателя печатается в виде графика, таблицы или отчета о событиях. Кроме этого, приборы комплектуются несколькими датчиками температуры воздуха, контактными датчиками для контроля температуры груза, датчиками контроля состояния двери рефрижератора, режима работы холодильной установки. Терморегистраторы TRANSCAN являются де-факто промышленным стандартом на рынке Европы, занимая примерно 40% рынка терморегистрирующих приборов. 

Таким образом, технология соблюдения температурных режимов перевозки с использованием терморегистраторов TRANSCAN, трекера BITREK BI-910 в кузове фургона и системы ТЕЛЕМАТИКА - являются наиболее эффективным и надежным решением, соответствуя всем международным требованиям. Компании использующие автомобили с установленными в рефрижераторах GPS трекерами BITREK BI-910 и терморегистраторами TRANSCAN, могут иметь весьма конкурентное преимущество при заключении контракта на перевозку грузов.